Творчество в архитектуре

Автор: admin , 22 Сен 2009

Творчество принадлежит к тем несколько загадочным явлениям, которые по самой своей природе ускользают от уловления сетью логических построений. Элемент тайны составляет здесь самую сущность. Если бы когда-либо удалось сочинить полное и убедительное определение творчества, это означало бы одно: культура прекратила развитие, и потому человек способен смотреть на феномен творчества отчужденно, как на нечто экзотическое. Творчество — явление самоопределяющее, определяющее самое себя.

Уже во введении говорилось, что хотя создание нового — это непременное условие творчества, этого недостаточно. Нужно еще, чтобы новое создавалось как именно Новое, осознанно, чтобы создатель его воспринимал себя в роли творца. Для сугубо традиционной восточной культуры, с ее сосредоточенностью на вечно повторяющемся, такая позиция невозможна, и потому слово творчество оказывается в ней пустым звуком. Вот, скажем, как описывает особую методологию работы индусского зодчего знаток истории мифологий Джон Кэмпбелл: Классическое индусское искусство являет собой воплощение йоги и его мастер - непременно йог. Пройдя сквозь годы абсолютного послушания в ученичестве, через испытания, связанные с присуждением звания мастер , он получает, наконец, заказ на сооружение храма или отливку священной скульптуры. Прежде всего, художник предастся длительной медитации, в ходе которой перед его внутренним взором должен возникнуть образ постройки или изображения, и существует немало легенд о том, как именно таким путем возникал полный образ целого города… Художник, в первую очередь, заново вчитывался во все канонические тексты, чтобы еще раз закрепить в памяти канонические знаки, позы или пропорции, отвечающие тем чертам божества, которые надлежит передать в образе. Затем он застывал в неподвижности,повторяя в сердце своем ключевой слог имени божества до тех пор, пока — если удача ему сопутствовала — внутреннее око не предъявит ему образ формы. Этот образ становится затем моделью будущего произведения .

Литературная классика Востока с великим подозрением относилась к самой категории нового, и в Дао Дэ Дзин мы можем прочесть: В древности те, кто был способен к учености, знали мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубина неведома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми, подобно неотделанному дереву; они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобно мутной воде.

Filed under: дизайн
Отзывов нет

« Comments

Комментариев пока нет.

« Ваш отзыв