Панчен-лама

Автор: admin , 30 Ноя 2009

Панчен-лама (тиб. pan chen bla ma, кит. ) — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе гелуг (Dge-lugs-pa) тибетского буддизма, эта школа управляла Тибетом c XVI века до китайской оккупации. Панчен-ламы образуют линию передачи реинкарнаций (тулку), представляющих собой проявленеие будды Амитабхи. Название Панчен-лама означает «великий учёный», от санскритского pa ita (пандит, учёный) and и тибетского chenpo (великий).



По поводу настоящего 11-го Панчен-ламы возникла конфликтная ситуация. Правительство КНР приcвоило этот статус Гьяйлцэну Норбу, в то время как Тибетское Правительство в Изгнании и Далай-лама XIV признают Гедхуна Чокьи Ньима, который пропал в 1995.



Отношение к линии Далай-лам



Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама. Эта традиция возникла со времён Пятого Далай-ламу, который распознал в Лобсанге Чоки Гьялцене своего учителя, Великого Учёного монастыря Ташилумпо (Bkra-shis Lhung-po) в Шигатсе (Gzhis-ka rtse). Три предыдущих реинкарнации Лобсанга Чоки Гьялцена были признаны также Панчен-ламами.



Пятый Далай-лама потом признал в качестве Пятого Панчен-ламы Лобсанга Еши (Blo-bzang Ye-shes). Седьмой Далай-лама признал в качестве Шестого Панчен-ламы Палдена Еши, который, в свою очередь, распознал Восьмого Далай-ламу, а Восьмой Далай-лама распознал Седьмого Панчен-ламу. [1]



Десятый Панчен-лама стал на Тибете важнейшей политической фигурой после бегства Четырнадцатого Далай-ламы в Индию в 1959. Но в 1968 он был посажен в тюрьму, и освобождён в 1977, при этом до 1982 он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы гелуг такое поведение является необычным. В 1989 он неожиданно умер в Шигатсе в возрасте 51 года, перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.



14 мая 1995 Далай-лама указал на нового Панчен-ламу — Гедхуна Чокьи Ньима. Немедленно китайское правительство отреагировало, и указало другого ребёнка Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно.

Filed under: Буддизм
Отзывов нет

« Comments

Комментариев пока нет.

« Ваш отзыв