Жизнь Махавиры

Автор: admin , 09 Март 2009

Jainworld Foundation предлагает Вашему вниманию пятую главу из книги индийского историка А.К. Роя “История джайнизма”, посвящённую жизни его последнего тиртханкары — Махавиры. Перевод: Г.В. Гарин, Jainworld Foundation, 2005.



Вардхамана, он же Махавира, 24-й и последний тиртханкара джайнов, является самой важной фигурой в истории джайнизма. Именно он консолидировал джайнскую общину и заложил для неё такой прочный фундамент, что она сохранилась почти без перемен в течение почти двадцати пяти столетий. Как уже отмечалось, его имя - Ниггантха Натапутта, встречается в ранних буддийских документах. Поскольку эти источники независимы, они подтверждают историчность Махавиры. Буддийские тексты не дают каких-либо деталей, касающихся жизни Махавиры, ограничиваясь утверждением, что он был руководителем секты ниггантхов. Буддисты также отметили время его смерти.







Джайнские источники также не дают каких-либо подробностей его жизни в качестве учителя. Те события, которые имели место до его рождения, в частности, сны, которые видела его мать в тот момент, когда он был зачат, описываются весьма подробно, но в том, что касается его жизни после рождения, то детали таковой малочисленны. В возрасте тридцати лет Махавира стал аскетом, а затем странствовал течение около двенадцати лет. Но о жизни Махавиры в качестве учителя, которая продолжалась около тридцати лет вплоть до его смерти, эти источники хранят молчание.







Жизнь Махавиры в том виде, в каком её представляют шветамбарские источники, такова:







Махавира был кшатрием из клана Джнятри и родился в местечке Кшатрия-Кундаграма - предместье города Вайшали (вблизи Патны). Он был вторым сыном Сиддхартхи и Тришалы - женщины, обладавшей высокими связями. Она была сестрой царя Вайшали Четаки, чья дочь Челлана вышла замуж за Шренику Бимбисару - царя Магадхи.







Шветамбары утверждают, что душа этого тиртханкары вначале спустилась в лоно Девананды - женщины из касты брахманов. Затем, по приказу Шакры (Индры), зародыш был перенесён в лоно Тришалы, которая и стала матерью Махавиры. Возникает закономерный вопрос: откуда люди узнали об этом случае с перенесением зародыша? Согласно шветамбарам, сам Махавира раскрыл это своим ученикам, когда Девананда пришла поклониться ему. Вот как это описывается в Бхагавати-сутре:



«Брахман Ришабхадатта и его жена Девананда совершили паломничество, чтобы увидеть Махавиру. … Затем из грудей брахманской женщины Девананды начало течь молоко, её глаза наполнились слезами, её руки под браслетами набухли, волосы встали дыбом, подобно цветку кадамба, раскрывающемуся навстречу потоку дождя.

Отзывов нет

« Comments

Комментариев пока нет.

« Ваш отзыв